Все аспекты нашей жизни связаны с общением. Оно необходимо нам при обучении, получении материальных благ, для духовного удовольствия и т. д. При этом общение подразумевает не только разговорную речь. Не менее часто общение может быть косвенным, а также через посредников. Исходя из целей и процесса, выделяют различные виды общения.
Для начала стоит определить, что общение — это процесс непосредственного взаимодействия между людьми с целью обмена какой-либо информацией. Отсюда можно выделить две основные категории общения:
- вербальная — устная и письменная речь;
- невербальная — мимика, жесты, эмоции, прикосновения;
К слову, специальные жесты используемые людьми с ограничениями слуха и речи, относятся к вербальному общению, поскольку имеют четкую формулировку информации.
Помимо этого, общение классифицируют в зависимости от его целевого назначения, где также его можно разделить на две категории:
- биологическое — направленное на обеспечение жизнедеятельности (например, покупка продуктов или посещение врача);
- социальное — необходимое для морального удовлетворения и личностного развития (дружба, обучение, творчество);
В свою очередь с развитием общества и появлению новых сфер деятельности человека появляются и новые классификации социального общения между людьми. Так, например, с появлением торговли и принципов распределения благ, человек выделил принципы делового общения, которые затрагивают экономические и профессиональные точки соприкосновения людей. Также появилось материальное общение, которое выражено в обмене не информацией, а предметами.
Помимо этого в категорию социального общения можно включить когнитивное, направленное на обмен общей информацией для развития, и кондиционное общение на духовном уровне, куда входит моральная поддержка, сочувствие и т. д.
Говоря о видах общения, стоит сказать и способах обмена информацией. Последний может осуществляться напрямую при личной встрече, через посредников (например, переговоры послов государств) или с помощью вспомогательных средств (продуктов творчества, средств массовой информации).
При этом стоит сказать, что в зависимости от количества участников общения, также выделяют: межличностное, массовое или групповое, а также общение между индивидом и группой людей (писатель посредством книги общается с читателями).
Материалы по теме общения:
Основные понятия:
Детали:
- Коммуникативная сторона общения
- Перцептивная сторона
- Категории и функции интерактивной стороны
- Подробнее об этике делового человека
- Педагогические стили
А также: