Современная практическая психология получила большое применение в сфере управления трудовыми коллективами. Объясняется это тем, что большое влияние на производительность и успешность деятельности любого предприятия или компании, оказывает эффективность использования человеческих трудовых ресурсов, а также личностного потенциала персонала.

Изначально социология и психология управленияперсоналом рассматривает такие вопросы, как мотивация коллектива и отдельных его членов к профессиональному росту, раскрытию своих реальных интеллектуальных и практических способностей, а также получению от данного процесса материального и морального удовлетворения.

Сущность психологии управления коллективом

Принципы построения схемы управления персоналом тесно связанны с иерархией потребностей человека, которая должна учитываться для достижения положительного результата. Так, например, первостепенными причинами поиска работы для соискателя, конечно, является удовлетворение своих физических потребностей или, проще говоря, получение средств для существования (покупка еды, одежды, жилья). По прошествии некоторого времени, когда данные потребности сотрудника удовлетворены, у него возникает необходимость в признании его заслуг в коллективе, что, как правило, выражается в продвижении по карьерной лестнице.

Становится очевидно, что мотивация персонала является наиболее важным этапом управления. На практике она может осуществляться следующими методами:

  • Материальная заинтересованность. Данный фактор включает в себя возможность получения достойного материального вознаграждения за более высокие результаты труда.
  • Комфортные условия работы. Сюда входит не только достойный уровень технического обеспечения рабочего места, соблюдение требований по охране труда, но и социальные гарантии. Согласно статистике, большинство квалифицированных специалистов предпочитают работать за меньшую оплату, но в более подобающих условиях труда.
  • Уважение и признание личных профессиональных качеств. Выражение одобрения и благодарности за работу может быть отражено в материальной форме или в виде социального поощрения — награды. Данный принцип базируется на удовлетворении стремлений личного эго человека. Иными словами, признание качеств специалиста подсознательно воспринимается последним, как передача ему частичной власти над работой компании.
  • Идеология и высшие цели. Осознание глобальности своего труда (спасение людей, природы и т. д.) для некоторых подчиненных имеет большое значение, поскольку в данном случае он получает социальное признание от всего общества, формируя фактор героизма и гордости за выполненную работу.

Современная психология управления персоналом ориентирована на практическое применение, а потому включает в себя множество схем и методик. Многие из них направлены на изучение конфликтов и поиски путей их разрешения.

Классифицируют два основных вида трудовых конфликтов: в горизонтальной иерархии (между подчиненными) и в вертикальной иерархии (между подчиненными и руководителями). Оба типа конфликтов устраняются правильными управленческими решениями с учетом мотивации.

Например, заурядная конфликтная ситуация может порой возникнуть по причине переложения на подчиненного обязанностей, не входящих в его сферу деятельности. Согласно психологии процесса управления, наиболее верным решением будет дополнительное поощрение сотрудника за выполненную работу.

В каждом трудовом коллективе есть лидер, который может быть выбран естественным образом или же назначен вышестоящими органами управления. Так или иначе, именно от личностных качеств и применяемых методик руководства зависит эффективность работы персонала.

Личностные качества руководителя:

  • Квалификация и опыт. Как правило, если руководитель не имеет необходимой базы знаний и опыта, он не вызывает уважения со стороны подчиненных. Более того, он, в силу ограниченности своих знаний, не имеет возможности объективно оценить качество выполняемой работы, что несомненно отражается на результате.
  • Лидерство. Для руководителя очень важно умение вдохновлять коллектив подчиненных, одновременно являясь гарантом правильности выбранного курса и справедливости распределения обязанностей и поощрения.
  • Внимание в деловом общении и стратегия управления. Работая с коллективом, сложно абстрагироваться от социальных факторов, ведь в данном случае для каждого сотрудника характерна собственная мотивация, которая должна учитываться для стимулирования к достижению более высоких показателей труда. Внимание к личностным особенностям каждого сотрудника, а также умение использовать эти факторы в стратегическом планировании механизма работы коллектива, позволят руководителю повысить эффективность труда, а также снизить процент возникновения конфликтов.

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *