Существенное развитие процесс изучения психологии общения с людьми получил благодаря необходимости построения результативных деловых отношений. При этом внимание уделялось целому ряду направлений бизнеса, куда вошла: выработка маркетинговых стратегий при общении продавца с потребителем, построение взаимопонимания между партнерами, повышение эффективности работы внутри коллектива, а также оптимизация управленческой деятельности.

Для всех этих сфер быстрое установление взаимопонимания является залогом получения положительного результата. А потому основной задачей формирования правил этики делового общения стал учет психологии человека в его личностном и профессиональном восприятии.

Деловое общение представляет собой обмен информацией, направленный на решение общих деловых задач и целей. Теоретически приоритетной целью делового общения является достижение общей экономической или финансовой выгоды. Однако, поскольку в общении участвуют живые люди, которые обладают личными мнениями, интересами и потребностями, в том числе и потребностью признания и самореализации, помимо экономического эффекта от делового общения, дополнительной целью является моральное удовлетворение.

Последнее довольно часто выходит на первый план при принятии определенных решений и формирования мнения отдельным индивидом. Тогда как, если окончательное решение о результатах общения принимает группа, чаще учитывается именно финансовая сторона.

Существуют различные формы делового общения:

  • беседа, консультация
  • совещание или заседание
  • переговоры и деловая переписка
  • презентации и конференции
  • интервью
  • отчеты и экзамены

В зависимости от участников и целей, можно выделить основные направления, которые помогают понять психологические аспекты делового общения.

Психология общения руководителя и подчиненного

При общении начальника и подчиненного, в задачи первого входит побуждение собеседника к какому-либо действию. Это может быть постановка рабочей задачи, мотивирующая информация, передача знаний и опыта. При этом могут быть использованы следующие типы общения:

  • Одностороннее или монологическое — выдача распоряжений, приказ.
  • Многостороннее или диалогическое — взаимный обмен информацией, мнениями и идеями по решению поставленных задач.

На результаты делового общения между руководителем и подчиненным большое влияние оказывает стиль делового общения. Для первого характерны те же схемы, что и для стилей педагогического общения: авторитарный, демократический и либеральный, выбор которого зависит от основного направления деятельности организации и личных предпочтений руководителя. Стиль общения подчиненного, в свою очередь может быть одним из следующих:

  • Аналитический стиль. Подчиненный в процессе общения немногословен и внимателен к деталям, речь монотонная и последовательная. Он не вступает в зрительный контакт, может при получении задания делать пометки в органайзере.
  • Активный стиль. В разговоре активный подчиненный всегда готов взяться за работу, к деталям проявляет мало внимания, акцентируя общение на целях и сроках выполнения. Он склонен постоянно задавать дополнительные вопросы относительно процесса выполнения работы (будут ли помощники, каково вознаграждение и т. д.).
  • Пассивный стиль. Как правило, сотрудники, придерживающиеся пассивного стиля общения не внимательны, не задают вопросов и не делают пометок. На общественных собраниях стараются сесть как можно дальше, чтобы их не привлекли к дискуссии. Для уточнения всех деталей работы они обратятся к коллегам, которые работают с ними в группе или уже выполняли подобную работу. При личном общении могут выражать посредством мимики недовольство возложенной обязанностью, но при этом без лишних слов соглашаются ее выполнить.

Психология общения между партнерами по бизнесу

Общение между партнерами по бизнесу, а также продавцом и покупателем очень строго регулируется нормами деловой и светской этики, ведь в данном случае общение осуществляется на равных позициях, при этом, если в управленческой системе общение направлено на достижение общего результата, то в отношениях между партнерами каждый преследует свои цели.

Прежде всего, деловое общение не должно быть открытым соперничеством, при этом необходимо уважать партнера на всех уровнях, начиная с изучения культурных традиций (если это международные отношения), и заканчивая элементарной вежливостью по отношению к каждому сотруднику партнера.

Вербальное общение между партнерами может быть персональным (общение представителей сторон) или групповым (делегации). В персональном деловом общении диалоги ведутся от первого лица и не ссылаются на мнение других руководителей и сотрудников компании.

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *