Управленческая деятельность имеет довольно большое значение в организации работы любого предприятия или организации. Изучением основных принципов и закономерностей данного направления занимается специальный раздел практической психологии, получивший наименование психология управления.

В ее основе лежит комплексный анализ существующих условий и определение особенностей деятельности для достижения высокой эффективности работы трудового или социального коллектива. Как и любой вид научной работы, психология управления выделяет предмет, объект, задачи и методы, которые позволяют выстроить закономерную структуру.

Предмет и объект психологии управления

При рассмотрении данного вопроса имеются в виду, прежде всего, проблемы человека (руководителя), как участника коллектива при осуществлении управленческой деятельности. Необходимо отметить, что эффективность системы управления в данном случае зависит от личностных характеристик руководителя, которые определяют его умение выполнить диагностику и стратегическое планирование работы подчиненных, а также мотивировать последних к успешной реализации поставленных целей.

Таким образом, предметом психологии управления можно назвать комплекс психологических отношений между начальником и подчиненным или коллективом, куда входит механизм межличностного взаимодействия, проблемы и конфликты трудовой деятельности, социальные и профессиональные отношения.

Под объектом психологии управления в первую очередь следует понимать объект изучения, а именно непосредственно саму деятельность человека (руководителя), направленную на формирование материальных и социальных факторов в коллективе. В некоторых случаях в этой роли может выступать конкретная ситуация или обстоятельства, которые необходимо рассмотреть и проанализировать для выявления ошибок или, напротив, обуславливающих ее положительных факторов .

Объекты изучения психологии управления можно разделить на три отдельные группы:

  • Личность руководителя, а также процесс ее развития в результате управленческой деятельности
  • Деятельность управленца и ее схема реализации с позиции эффективности и результативности
  • Процессы, происходящие в социальном или трудовом коллективе

Задачи, принципы и методы управления

Для любого вида деятельности можно выделить цели и основные задачи. Если говорить о психологии управления, то совершенно очевидно, что в качестве приоритетных ориентиров выступает повышение результативности и эффективности труда в коллективе, что может быть достигнуто путем применения определенных методик и схем.

Исходя из этого, основной задачей психологии управления является формирование различных методов руководства, на основе выявленных закономерностей между тактикой начальника и реакцией подчиненных.

При этом современная психология выделяет две базовые методики изучения:

  • Наблюдение — аналитический метод, основанный на процессе восприятия действительной ситуации, сформированной в естественных условиях. В данном случае изучение и поиск эффективных принципов взаимодействия коллектива и руководителя осуществляется в пассивной форме, путем фиксирования реакции, мнения и результата.
  • Эксперимент — активная форма поиска результативных схем взаимодействия начальника и подчиненного путем искусственного создания определенных условий, при наличии которых требуется выявить отрицательные и положительные стороны различных тактик управления. По сравнению с наблюдением, эксперимент позволяет получить более обширную информацию, иногда уникального характера, однако реализовать ее на практике сложнее, поскольку в данном случае возникает моральная ответственность перед участниками эксперимента.

На практике психология управления сталкивается с рядом проблем, которые могут быть тесно связаны с особенностями коллектива подчиненных. Поскольку последний представляет собой совокупность личностных качеств его членов, отражающихся на общей реакции и эффективности принятых управленческих решений, конечный результат применения единой стратегии для разных коллективов может отличаться.

Выделяют следующие типы проблемных коллективов:

  • Параноидальный. Каждое управленческое решение вызывает недоверие и страх.
  • Депрессивный. Отсутствие мотивации, негативное отношение к самой работе и неверие в получение положительных результатов.
  • Принудительный. Выполнение работы только в рамках поставленных указаний, без проявления какой-либо инициативы.
  • Драматический. Активная демонстрация деятельности и выполнения поручений, игра на публику, независимо от результативности.
  • Конфликтные. Коллектив, разбивающийся на несколько отдельных групп, которые отказываются взаимодействовать друг с другом для удержания ощущения власти над ситуацией и остальными сотрудниками.

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *