Общение с другими людьми неразрывно связанно с восприятием себя и собеседника. Данная сторона общения является перцептивной, и именно она выступает важной составляющей для достижения взаимопонимания.

На практике перцептивная сторона общения проявляется как внешнее наблюдение за собеседником и анализ его жестов, мимики, манеры говорить, а также интонации, на основе которых человек формирует свое впечатление, определяет мотивацию собеседника и делает соответствующие выводы.

На основе внешней оценки субъекта обмена информацией, человек, которому она передается, может подстраиваться с учетом собственных личностных особенностей под поведение и эмоции другого. Так, например, если один человек будет рассказывать что-то, возмущаясь в отношении несправедливого поведения третьего лица, его собеседник, вероятнее всего, также начнет проявлять возмущение относительно сложившейся ситуации.

Таким образом, перцептивная сторона общения дает возможность достигнуть взаимопонимания между людьми, а также стимулирует их к совершению совместных действий. При этом, существуют различные механизмы перцепции в общении, которые используются человеком для первичной оценки собеседника.

  • Антропологические и социальные стереотипы. Человек очень восприимчив к зрительным и социальным образам и первое суждение о человеке он делает на основе сложившихся стереотипов. Так, например, сильный и высокий мужчина может вызвать недоверие, в то время как хрупкая старушка кажется безобидной и доверчивой. Более того такие звания, как профессор или доктор, будут подсознательно провоцировать большее доверие, даже если мнение заведомо ложно.
  • Идентификация и казуальная атрибуция. В целом эти два механизма позволяют оценить мотивацию собеседника через представление себя на его месте, а также формированием модели ситуации на основе собственного опыта.
  • Эстетические и эмоциональные стереотипы. Установлено, что психологически общение будет более плодотворным, если стороны привлекательны друг для друга внешне. При этом речь идет не о конкретных канонах красоты, а о личном восприятии сторон (манера одеваться, ухоженность, мимика и т.д.)
  • Эмпатия и рефлексия. Первый механизм позволяет сопереживать собеседнику в ответ на его эмоциональное состояние, второй представляет собой предположение того, как мы воспринимаемся собеседником в данной ситуации.

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *