Изначально процесс общения между людьми носил исключительно биологический характер. Однако, пройдя долгий этап социализации и технического развития, общество пришло к созданию новой формы общения — коммуникации или обменом информацией.
Общение как обмен информацией, играет сегодня ведущую роль в нашей жизни. Поскольку любое вербальное общение может быть интерпретировано как обмен мнением, чувствами, настроением, знанием и опытом.
Большую роль в этом сыграло развитие устной речи, а следом и письменности, что облачило все потребности, мотивацию и средства взаимодействия между людьми в четкую систему, выраженную в терминологии и правилах ее применения при общении.
Таким образом, стало возможным накопление знаний и опыта не одного, а многих поколений общества. Впоследствии при развитии международных отношений, появилась возможность обмена между различными культурами, даже, несмотря на языковые различия.
В целом общение как обмен информацией можно назвать явлением, которое стало основополагающим критерием в развитии человечества.
Говоря о коммуникативных функциях общения, стоит определить его основные компоненты:
- Субъект и объект общения. Первый — отправитель или источник информации, второй — получатель. При этом, при ведении диалога, роли могут изменяться.
- Непосредственно сама информация будет являться предметом общения. Она может быть основной (главной, например? побуждение к действию) и вспомогательной (эпитеты, дополнения, причины).
- Любой тип общения имеет основную цель и мотивацию, например, передача знаний, завязывание социальных контактов и т. д.
- Средства общения также являются важными компонентами обмена информацией. Это может быть речь, жестикуляция и мимика, а также другие действия, направленные на точную передачу информации.
- Непосредственно результат общения, независимо от того, достигнута или нет его цель, является продуктом или итогом обмена информацией.
Общение с целью обмена информацией может проходить на различных уровнях (в разных формах), которые определяют количество участников и масштабы.
Выделяют три основные формы общения:
- монолог — передача информации одним лицом, без ответного информационного потока;
- диалог — двухстороннее общение между субъектом и объектом с попеременной сменой ролей;
- полилог — общение массы людей между группами или в большой группе между собой.
Материалы по теме общения:
Основные понятия:
Детали:
- Перцептивная сторона
- Категории и функции интерактивной стороны
- Подробнее об этике делового человека
- Педагогические стили
А также: