Общение и коммуникация имеют неразрывную связь и в некоторых ситуациях даже обозначает одно и то же. С другой стороны, общение является более общим понятием, которому присущи различные проявления и формы.

Наряду с этим выделяют коммуникативную сторону общения, которая связана с обменом мнением, душевным и физическим состоянием, пожеланиями, идеями и переживаниями. Конечно, при этом непременно происходит и обмен информацией, успешность которого зависит от ряда дополнительных факторов.

К последим относятся такие параметры, как интонация, громкость разговорной речи, мимика и жестикуляция, способ построения последовательности подачи информации, почерк (если это письменная речь) и т. д.

К слову, развитие типографической отрасли привело к интересным наблюдениям того, как люди могут по-разному воспринимать размеры и виды шрифтов, что отображается на восприятии и понимании передаваемой информации. Так, например, написанное крупным шрифтом кажется важнее. Тоже можно сказать и о повышенных тонах при разговоре.

Также на коммуникативную сторону общения могут влиять личностные особенности сторон, их осведомленность в обсуждаемом вопросе, культурные и нравственные ценности, уровень образования и даже сфера занятости. К дополнительным факторам, влияющим на коммуникативную сторону общения относятся и внешние факторы окружающей среды (запахи, звуки, место и время общения).

Таким образомможно выделить две формы коммуникативной стороны общениявербальную (как устную, так и письменную) и невербальную (дополнительные факторы).

Говоря о коммуникативной стороне общения, следует отметить, что она, прежде всего, направлена на стимулирование ответных действий общающихся сторон. При этом выделяют два основных направления:

  • Побуждение. Призыв к действию, который может быть как физическое действие (например, выполнить некоторое задание или оказать помощь), так и получение ответной реакции, выраженной в моральной поддержке, сочувствии или, напротив, агрессии, конфронтации. При этом реакция на побуждение к действию может быть как продолжением общения, так и полным его прекращением.
  • Констатация. Данное направление чаще всего встречается в образовательных процессах при общении преподавателя и учащихся. При этом информация просто передается, не побуждая, к каким-либо действиям или выражению собственного мнения.

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *