Ежедневно мы сталкиваемся с необходимостью общения с целью реализации каких-либо совместных действий.

Так, например, на работе, выполняя взаимодействие с коллегами, мы общаемся в силу необходимости реализовывать поставленные задачи. Данное взаимодействие — это интерактивная сторона общения человека в обществе, которая также может иметь различные формы проявления.

Интерактивное общение, вербальное и невербальное, разделяется на:

  • Кооперативное — объединение общающихся сторон для достижения единой цели, с равным вовлечением в процесс.
  • Конкурентное — противодействие сторон, выраженное в конфликтном общении, которое препятствует успешному разрешению поставленной перед группой задачи.

При работе в группе, интерактивное общение можно разделить на четыре основные категории:

  • Положительно направленные эмоции — выражение поддержки, оказание информативной помощи, проявление солидарности;
  • Информация для решения проблемы — выражение идей, предложений, мнений, ориентированных на достижение цели;
  • Постановка задачи — формулировка задачи, побуждение к совершению действий, выражению мнений по тем или иным вопросам;
  • Отрицательно направленные эмоции — конфронтация, несогласие с мнением, идеей, решением, нежелание решать задачу или взаимодействовать с другими участниками группы;

Основной функцией интерактивного общения является формирование и отстаивание личностных предпочтений, мнений и навыков. При этом каждый участник такой формы общения опирается на три определяющих критерия:

  • Дистанционная позиция. Данный критерий выражен в расстоянии межличностных отношений с оппонентом или группой. Так, например, при передаче информации, которая может вызвать негативную реакцию, субъект общения стремится, чтобы расстояние с объектом общения было как можно дальше.
  • Ориентировочная позиция. Направление взгляда, корпуса, четкость слов и уверенность речи субъекта, определяют его отношение к объекту общения (страх, уверенность, равнодушие, заинтересованность и т.д.)
  • Пространственные помехи. Присутствие в пространстве различных предметов, находящихся на траектории между субъектом и объектом в момент их общения, выступает оградительным барьером, который может как препятствовать положительному общению, так и снижать интенсивность отрицательных эмоций.

Интерактивная сторона общения достаточно ярко проявляется в сфере делового общения, где также координируется сводом правил и норм поведения.

Особенности интерактивного общения

В отличие от одностороннего, прямолинейного типа связи в линейной модели общения, интерактивная модель коммуникации, также известная как модель конвергенции, использует обмен сообщениями от отправителя к получателю и от получателя к отправителю и обратно. Интерактивная модель позволяет получить обратную связь, чего нет в линейной модели.

Для интерактивной модели требуется несколько компонентов:

Два источника: источником сообщения и получателем, при этом являются оба источника. Обе стороны могут отправлять и получать сообщения или отзывы от другого.

Сообщение: С помощью чего происходит обмен информацией.

Обратная связь: происходит после получения первого сообщения и возвращается к исходному источнику. Наличие обратной связи является основным различием между линейной моделью и интерактивной моделью.

Область опыта: опыт — это все знания, поведение, убеждения, ситуации, психологические факторы и т. д., которые не только влияют на содержание сообщения, но и способ его интерпретации.

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *