Почему во множественном числе? Потому что даже сегодня во многих постсоветских странах (включая Россию и Беларусь) отмечают два Новых года – настоящий Новый (в ночь с 31 декабря на 1 января) и Старый Новый (в ночь с 13 на 14 января). А если брать историю России (с которой почти неразрывно связана и история Беларуси), то к этим празднованиям можно добавить еще парочку.

Для начала предлагаю вспомнить, откуда взялся Старый Новый год. Поскольку в праздники мозг расслабляется вслед за телом и загружаться точными датами ну никак не хочет, постараюсь сухих цифр и понятий избежать. А подробно каждый, кому эта тема интересна, всегда может почитать в той же Википедии.

Новый год

Итак, традиционный для пост-советского пространства Новый год 1 января стал праздноваться совсем недавно, в начале 20 века, и связан как раз таки с наступлением власти Советов после Октябрьской революции. Конкретно – с переходом на новый стиль, соответствующий григорианскому календарю. Календарь этот назван по имени его создателя, папы римского Григория XIII. Ввел он его в конце 15 века с главной целью – уточнить исчисление лет в соответствии с солнечным календарем. По этому календарю живет сегодня по сути весь мир.

Старый Новый год

До перехода на новый стиль Россия жила по юлианскому календарю (тоже назван по имени создателя – Юлия Цезаря). Разница между двумя календарями в настоящее время составляет 13 суток, так что и выходит, что 31 декабря по новому стилю соответствует 13 января по старому стилю.

Но традиция отмечать Старый Новый год связана, по всей видимости, не только с относительной новизной нового стиля. Дело в том, что Русская православная церковь по сути на григорианский календарь не перешла и продолжает отмечать все регилиозные праздники по старому стилю. Это значит, что современный Новый год приходится на православный пост перед Рождеством. А стало быть, для православных россиян (коих, все-таки, среди религиозных россиян больше, чем последователей других конфессий), отмечать его проблематично из-за ограничений, налагаемых постом – как физических, так и духовных. 14 же января, соответствующее 1 января по старому стилю, от таких ограничений полностью свободен.

Вот так и получается, что корни праздника Старый Новый год большинством из нас благополучно забыты, но традиция отмечать его, хотя бы номинально, 14 января остается.

Кстати, интересно, что Старый Новый год отмечается не только в таких пост-советских странах, как Россия, Беларусь, Украина или Латвия, но также и в такой далекой от наших реалий стране, как Швейцария (в некоторых кантонах). Там это тоже связано со следами народного неприятия перехода на григорианский календарь. Правда, произошло это значительно раньше, чем в России – в 17-18 веках.

Ну что ж, с первым двумя Новым годами (настоящим и Старым) мы разобрались. Что же с остальными?

Даже 1 января Новый год в России начал отмечаться сравнительно недавно для истории страны – в самом начале 18 века, по указу императора Петра I. Кстати, и современный Новый год в привычном нам виде, с елками и фейерверками, появился благодаря ему же. А до того, начиная с конца 15 века, начало нового года приходилось на 1 сентября, а еще раньше – на 1 марта.

И если вдуматься, в этих датах больше смысла, нежели в произвольно выбранном дне посреди зимы. Ведь и 1 сентября, и 1 марта – начала новых сезонов, имеющих большое значение, в первую очередь, для сельского хозяйства, чем, собственно, и жили тогда простые люди (да и вся страна в целом). Осень – время пожинать плоды; весна – наоборот, время возрождения в природе после зимней спячки. В некоторых странах и даже религиях (например, Вера Бахаи) Новый год и сегодня отмечается весной, в день весеннего равноденствия – 21 марта. И, наверное, сродни празднованию Нового года весной, дошла до нас традиция народного праздника Масленица, который связан с проводами зимы и встречей весны.

На самом деле, о том, как отмечался (и отмечался ли) Новый год на Руси в марте, исторических сведений практически нет (за давностью времен). А вот об осеннем праздновании информация дошла и до наших времен. Поскольку наш проект посвящен семейным трапезам, нас интересует именно эта сторона вопроса. Что же нам известно?

На пирах, да и в обычной семейной трапезе, за столом строго соблюдалось старшинство. Столы не выносились на середину помещения, а расставлялись вдоль лавок, которые стояли у стен. На них и рассаживались члены семьи или гости в определенном порядке, в зависимости от возраста и положения.

Во главе стола, под образами, сидел хозяин дома. По правую и левую руку от него – старшие сыновья или следующие по старшинству братья. Следующими по значимости были младшие сыновья и старшие внуки, и т.д. Женщины в то время за общим столом не сидели. Их ролью было подавать угощения, а сами они кушали позже.

Ели, как правило, из одной миски, строго соблюдая порядок: старшие после младших. Распоряжался трапезой глава семьи. К столу подавали приготовленные целиком или куском мясные блюда, вареные или жареные (каким-либо образом измельчать продукты в те времена считалось греховным). Чаще всего это была различная птица, домашняя или дикая. Популярными были и рыбные блюда, супы и щи, каши и пироги, а также блюда из капусты и репы. На сладкое обычно были сваренные в меду ягоды и овощи (та же репа), орехи.

За столом полагалось молчать или вести духовную беседу, говорить же плохо о еде считалось грехом. Наоборот, полагалось любую еду или питье принимать с благодарностью и молитвой. Молитвой вообще начиналась и заканчивалась любая трапеза. Читал ее также глава семьи.

Чем занимались после трапезы – неизвестно. Хотя, учитывая обычный размах праздничных угощений, можно предположить, что шли почивать 🙂 Во всяком случае, мужская половина семьи. Женщинам нужно было еще прибраться в доме.

Ну вот, пожалуй, и все. Что же касается времени празднования Нового года или вопроса соблюдения традиций – это личное решение и свободная воля каждого человека. Мне кажется лишь, что нам важно знать и помнить свою историю, чтобы не терять связи со своими корнями. Ведь без этого невозможно создать цельную идентичность, без которой невозможно и полноценное развитие человека как личности.

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *