В современной педагогике и психологии возрастает внимание к проблемам семейного воспитания, что обусловлено ориентацией педагогической науки на гуманизацию воспитательного процесса в семье и требованиями Конвенции ООН о правах ребенка.

Семья является социумом, где отчетливо проявляются индивидуальные особенности каждого, реализуются естественные потребности, формируются мотивы поведения, происходит самопознание, самоактуализация и социализация ее членов. Решающим фактором такого становления является взаимодействие родителей и детей: их общение и сотрудничество. Уровень этого взаимодействия во многом зависит от родителей: их знаний, навыков и умений по воспитанию ребенка; педагогического мышления, помогает прогнозировать и предвидеть результаты воспитания, умение критически оценивать свою воспитательную деятельность, анализировать воспитательные ситуации; творчески пользоваться лучшим опытом воспитания детей в других семьях; поэтапно и грамотно решать задачи семейного воспитания.

Практически перед каждой семьей, особенно молодой, независимо от социального статуса, педагогической образованности родителей, возникают вопросы «Что делать?» И «Как делать?», Для того, чтобы вырастить и воспитать ребенка здоровым, умным, отзывчивым к другим, наконец, счастливым.

Эти проблемы вечны, как и само воспитание. Ведь на протяжении всей истории становление семейного воспитания так и не было найдено единого, универсального рецепта успешного воспитания ребенка в семье. И это неудивительно, поскольку нет одинаковых детей, одинаковых родителей, как нет одинаковых семей.

Каждая личность уникальна, неповторима и самодостаточна. Для каждой семьи характерен свой тип отношений, стиль общения, а значит и свой воспитательный микроклимат. Он может быть как благоприятным для самореализации личности, так и неблагоприятным, при котором и семья, и общество получают воспитательный эффект, противоположный ожидаемому. Поэтому в семье должны быть свои воспитательные подходы. А именно семейное воспитание следует воспринимать и изучать как комплексную проблему, касающуюся личности, его жизни и тех условий, при которых он развивается, — социальных, экономических, педагогических, психологических, культурологических, физических, информационных и т.п..

Кое-кто скажет, что ребенка легче познать, чем взрослого человека. Впрочем, с таким утверждением нельзя согласиться. Далеко не все родители, несмотря на ежедневное общение, хорошо знают своих детей. Не все педагогические работники понимают своих учеников, мотивы их поведения, хотя имеют педагогическое образование. Нелегким есть путь к сердцу ребенка, его внутреннего мира. Поэтому назрела необходимость системного подхода к педагогическому всеобучению родителей, а методические советы, изложенные в этом руководстве, пригодятся классным руководителям при планировании и организации работы с родительской общественностью.

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *