Скажем сразу – все дети от природы талантливы. Они не сомневаются в своей успешности, в своей исключительности, в своем всемогуществе. Мысль о невозможности достичь желаемого внушаем им мы, взрослые. Порой первого года жизни в этом мире достаточно, чтобы взрослые навсегда «зарыли» таланты своих детей. И «откопать» их обратно потом очень-очень тяжело, если не сказать – невозможно.
Эти наши взрослые бесконечные «нельзя» по поводу и без, постоянные одёргивания, неудовлетворение здорового детского любопытства, наша родительская умственная леность и постоянная занятость бог весть чем-то важным (важным для кого? – но не для ребёнка, конечно же) – быстро и верно творят своё «чёрное» дело. И вот уже ребёнок никуда не лезет, ничем не интересуется, боится наказаний и т.д. и т.п. И тот талант, который мы, родители, подарили этому миру, так и остался нераскрытым.
Но встречаются дети, которые несмотря ни на что и вопреки всему, несут свою одарённость по жизни с высоко поднятой головой, принося то ли радость, то ли хлопоты своим родителям, воспитателям и учителям.
По каким же признакам можно узнать одарённого ребёнка?
Дошкольные годы
Внимание, воспитатели и родители! Несмотря на ваше сопротивление, ребёнок одарён, если:
- он рано начал говорить, у него большой словарный запас (при этом вы, возможно, и не занимались с ним специально)
- ребёнок много двигается, у него хорошая цепкая память, он очень внимателен и всё замечает – где мама, где игрушка, где птичка.
- с раннего возраста ярко выражено абстрактное или образное мышление, или то и другое вместе. Ребёнок рано начинает классифицировать и обобщать предметы и явления (например, тарелка, кружка, ложка – посуда)
- у ребёнка богатое воображение и яркая фантазия
- у ребёнка повышена любознательность – задаёт бесконечные вопросы, разбирает всё, что можно разобрать, хочет всё знать
- ребёнок рано становится самостоятельным не только в поведении, но и в мышлении – на многие события и явления имеет своё собственное мнение и суждение. Для ребёнка важно самоутверждение и самовыражение
- ребёнок очень эмоционален и это часто расценивается взрослыми как невоспитанность
Школьная пора
В школьные годы рано появляются разносторонние интересы – посещает сразу несколько кружков – музыка, рисование, шахматы, спорт, настолько увлечён этим, что на школу едва хватает времени.
- у ребёнка высокая работоспособность – он может заниматься сразу несколькими делами и при этом всё запоминает
- ребёнок нетерпим к несправедливости
- у него хорошо развито чувство юмора и он умеет посмеяться над собой
- мышление ребёнка нестандартно, в нём отсутствуют штампы
- ребёнок способен взяться за решение глобальной проблемы; отсутствие опыта, недостаток своих сил масштаб проблемы его совершенно не пугает
- у ребёнка высокая самооценка, он излишне самоуверен и всегда настроен на победу, неудачи лишь прибавляют желания добиться успеха
Бывают случаи, когда одарённость просыпается поздно. Она словно спит и выжидает подходящего момента. Но это редкие исключения из правила.
Помимо этого, важным моментом является необходимость не перегрузить ребенка и не превратить свои личные интересы в его обязанности. Многие мамы мечтади быть в детстве фигуристками, а папы-футболистами. Потому, считают, что дети обязаны достичь больших высот в этих направлениях, чем удалось им самим, но если ребенок не так любит спорт, а хочет заниматься музыкой и имеет к этому талант могут возникать противоречия между детьми и взрослыми, которые часто выливаются в загубленные таланты. Именно поэтому. очень важно выявлять одаренных детей на ранних стадиях и стимулировать развитие их талантов.